На Восток

Альтернативные виды стопа


В общении с разным народом, мне показалось что тема очень живая. Вот, собственно, и решил поделиться опытом, приобретенным мной в последней поездке к берегам Охотского моря, в славный город Магадан.

Начну с гидростопа.
Опосля того, как я на своей лодчонке наконец-то впал в великую сибирскую речушку Лену в районе п.Витим сразу же начал наблюлдаться офигенский трафик всяких танкеров, контейнеровозов и барж. Но местные жители сообщили, что суда хоть и останавливаются на рейде во всяких богом забытых местах, но вписаться на них можно только в более-менее крупных портах. Ну хотябы в таких, где есть диспетчерская с рацией. И я прочухал на лодке еще 30 км до п.Пеледуй, где оная как раз имелась.
Вообще-то мне крупно везло всю дорогу и на судно я вписывался тоже с размахом. Я продал лодку местным жителям отдыхающим на пляже, один из которых оказался начальником милиции. Этот замечательный товарищ позвонил диспетчеру и узнал на каком кораблике можно уплыть в Якутск, затем позвонил заместителю главы местной администрации по флоту, который должен был решить все проблемы, которые могли бы возникнуть (например, отсутствие свободных кают, нежелание капитана и т.д.) В довершение всего волею случая и от нечего делать я помогал строить зимовьё еще одному местному товарищу, который оказался соседом капитана моего корабля. Он то и доставил меня на своей моторке, к судну, где я минут 10 пытался высвистеть капитана, а потом мы еще перекрикивая работающий двигатель пытались договориться.
Но обилие всех этих совпадений обеспечили практически 100% мое попадание на Ленанефть 2011. Вот такая вот история с ещё целой массой упущенных подробностей. А теперь по-делу.

Собственно, инструкция по гидростопу:
1. Первым делом нужно найти диспетчера порта. Это как правило (я общался с тремя разными в Бодайбо и Пеледуе) простые и понятливые мужики.
2. Затем объяснить ему весь расклад, и он скажет куда и когда (что весьма немаловажно, т.к. почти всегда кораблики стоят под погрузкой или дожидаются своих грузов. Я например ждал 5 дней когда придет танкер из Осетрово, с грузом для моей Ленанефти) идут суда.
3. Если диспетчер попадется очень душевный, то он может даже заморочиться на то, чтобы подобрать альтернативные варианты с пересадками в других портах. Например, чтобы не ждать, мне был предложен вариант, на котором я мог сразу же уйти в Ленск. Но я им не воспользовался т.к. хрен его знает, что там. а здесь я уже с кэпом договорился)
4. Когда определились с бортом, диспетчер по рации связывает тебя с капитаном и происходит процесс общения, который мало чем отличается от обычного автостопного. Ну типа "я такой-растакой путешественник, возьми - не пожалеешь" и всё в этом духе
5. Дальше вы согласовываете всякие детали совместного проживания: чем будешь питаться, где будешь спать и т.д. (на баржах этот вопрос отпадает, т.к. там палатку можно поставить прямо на палубе, да и готовить там же) Я шел на нефтяном танкере, где даже курить-то можно втихаря, не говоря уж о том, чтобы что-то готовить. Да и палатку на палубе танкера никто поставить не разрешит.
6. После честного капитанского "да", ты просто ждешь на берегу, время от времени забегая к диспетчеру и узнавая "а когда же кораблик отправится и на чем до него можно добраться. (варианта два: либо ты по рации просишь капитана прислать за тобой бот (шлюпку), либо уезжаешь на путейском катере - такой есть в любом порту. Он инспектирует суда и подвозит всех желающих).
Мне опять же странным образом повезло. Прогуливаясь по поселку, я познакомился с девушкой которая по счастливому совпадению работала коком на моём судне. За ней прислали бот и забрали меня заодно.

Вопрос питания в моем случае решился тоже очень клёво: со сплава у меня остался целый мешок всякой хавки, который был сдан на кухню, а я зачислен в отряд прихлебателей. Эх! Кормят на флоте на убой.

Это с портами, где корабли - танкеры и стоят на рейде далеко от берега. Там где сухогрузы, а сухогрузы есть везде где есть дороги (это просто я оказался в глухомани, где кроме нефти нет ничего) всё гораздо проще.
Например, еще на р.Витим в Бодайбо, проплывая на лодке мимо порта, я увидел разгружающуюся баржу. Подошел, с пристани свистнул капитана, он вышел на мостик и мы чудесно договорились. Не пошел с ними только потому, что не хотел ждать 4 дня разгрузки. Всё таки на лодке интереснее.
В принципе может прокатить договориться и с проходящим мимо судном если у вас есть рация и лодка (например, у жителей какой-нить прибрежной деревушки).
А можно вообще застопить где-нить перед Усть-Кутом водилу, которому нужно, например, в Ленск. Хошь-как-хошь, а без баржи по реке на машине не поедешь. И с этим водилой вписаться.
Местные часто пользуются подобным транспортом. Кроме меня на судне было еще два пассажира. Дорог нет. Всякие "метеоры" и "ракеты" - безумно дорого.

Но геморность вписки на танкер была оправдана комфортом, который меня там окружил: отдельная каюта с чистым постельным бельем, трехразовое питание, душ, сауна, ванна, стиральная машина, DVD и спутниковая связь. Думаю на баржах вы такого не увидите.

Развлекался я тем, что пьянствовал с матросами, мыл палубу и машинное отделение, наводил порядок в форпике, стоял вахты, носился по палубе с канатами швартуя судно, сидел на лебёдке, перебирал дизель и починял спутниковую систему связи, ибо обилие разных специальностей позволяло мне брать на себя сей труд.

Теперь о ЖД/стопе
Вобще-то, второй раз я бы так не поехал. И без особой надобности вам бы не советовал. Т.к. машинист, делая для вас доброе дело рискует зарплатой, должностью и работой. Вначале пути я об этом ничего не знал, а когда узнал, то был уже в местах, где отсутствовали иные способы передвижения.

Хотя в ознакомительных целях напишу и об этом:
На любой более менее крупной станции, есть дежурный по станции. Он самый главный командир, который рулит всеми поездами. В Тайшете на поезд до Северобайкальска меня посадил именно такой дядька.
До станции Коршуниха смена (машинист и помошник) менялась несколько раз. Со всеми я находил общий язык, но в Коршунихе новый машинист меня ссадил, не желая рисковать своим благополучием. И, кстати, был абсолютно прав. Там же, в Коршунихе, путейцы ткнули пальцем на товарняк стоящий на путях (с товарняками договариваться легче, но стоят они обычно в нескольких км. от станции). Непродолжительная беседа с машинистами завершилась тем, что я уже сидел в кабине на раскладном стульчике ученика.
В Усть-Куте под покровом ночи я нашел диспетчеров, душевных тётенек и они мне сказали во сколько и на каком пути будет стоять нужный поезд. С пассажирским поездом договориваться немного посложнее - ответственность больше и выше вероятность проверки локомотива разными инспекторами. Но машинисты, проверив мой паспорт, всётаки заселили меня во вторую кабину, где я убитый усталостью проспал аж две смены. Но сменившиеся ребята судя по всему не обиделись, т.к. высаживая меня в конечной точке г.Северобайкальск были дружелюбны, улыбчивы и желали счастливого пути.

Для всех желающих ездить в товарных вагонах: Если вас не будет видно, то никто вас не ссадит. Груз проверяется только на отправной и конечной станции. Если вы будете обнаружены, то самое страшное, что с вами сделают это хорошенько отматерят, потому что ВНИМАНИЕ всем, кто не в курсе, что такое высокое напряжение. Для того, чтобы от вас остались только тапочки (и это не метафора - человек сгорает как факел) совершенно необязательно касаться проводов. Достаточно приблизиться к ним на полметра, а при влажном воздухе и на 1-1,5 метра, чтобы напряжение "пробило" воздух и вас заодно.

Было большое желание из Магадана улететь авиастопом т.к. местный аэропорт не сильно отличался от порта, или ЖД станции. Связка диспетчер-пилот, мне кажется сработала бы. Но я решил не рисковать, т.к. в связи с подорожанием тарифов (2 месяца ехал как-никак) денег на билет мне катастрофически не хватало, а тут подвернулась возможность купить билет за треть цены. Второй такого шанса у меня не было, а куковать в Магадане мне не хотелось.

Вот и весь мой опыт альтернативного стопа.


| Кулев Никита  ©  2007 | e-mail: coolnik@mail.ru | ICQ:219-664-508 | http://vkontakte.ru/id465570 |

Hosted by uCoz