На Восток

Витим до Бодайбо (путевые заметки)

Добрался таки до Бодайбо. Медведи не съели, хотя и пытались, на шиверах и порогах тоже не разбился (чудом). Живой и здоровый чему рад несказанно )
После недели, проведенной в девственной тайге от пыли и шума города (хотя городом это место можно назвать с ба-а-льшой натяжкой) воротит. Хотел идти дальше на баржах до Лены но, побродив по городу, передумал. Снова хочу в тайгу, тем более река сейчас несет спокойно, можно сутками плыть (чем я и занимался последние два дня), теперь главное, чтобы не затащило под баржу. До Лены 300 км осталось. Неделя ходу.
Речка настолько интересная и живописная, что вылезать из нее тягостно даже. То скачешь по 2-3х метровым валам и прыгаешь с водопадов так, что волосы дыбом встают, то катишься по зеркальной глади, любуясь проплывающими горами, рассветами и закатами.

Краткий обзор последних событий:
Первый день сплава шел по стоячей воде на веслах. Прошел 60 км. Вода поднялась на 2 метра! Не по себе становится, когда ставишь палатку вдали от воды на высоте, а, вылезая поутру, плюхаешься в воду, которая уже плещется у входа. Первый день долго тупил и думал, что ловлю глюки (ну никак я не мог понять, что реки бывают так изменчивы). Видел какое-то "витимское чудовище", которое вынырнуло из воды, чуть не перевернуло мне лодку и ушло вверх по течению с огромной (для животины) скоростью. Местные охотники по моим описаниям и фотографиям идентифицировать зверюгу не смогли. Сошлись на том, что это была нерпа, которая подземными водами приплыла сюда из Байкала . А вообще целый день офигевал от ощущения, что кругом на сотни километров никого нет. Только река, тайга и я. В голове творится что-то очень странное от этого ощущения.
На второй день выяснилось, что люди всё-таки здесь имеются! Идя на веслах под проливным дождем, был отбуксирован местными рыбаками-охотниками в избушку-зимовьё (чтобы представить себе эту обитель можно открыть иллюстрированную книгу сказок и посмотреть домик Бабки-ёжки. Спрятана в лесу, крыша застелена корой, а вместо стульев - пеньки. Осознав всю неудержимость моего огромного желания двигаться дальше, сибиряки достали последний аргумент - спирт. После самогона на кедровых орешках, распитого мной с золотарями-нефритчиками накануне (отдельная история) аргумент сработал. Вечер коротал за душевными разговорами. Вообще с таёжниками очень приятно общаться - очень мудрые ребята и в тоже время наивные как дети Необычное сочетание? Короче накормили меня ухой (мой спиннинг не пригодился, т.к. все блесны я потерял уже в первый день (оказалось, что в этом Витиме водятся не рыбы, а настоящие крокодилы ростом с меня, а весом - вообще неизвестно сколько.) Справиться с ними на резиновой лодке и в одиночку совершенно невозможно, но можно использовать как тягач, чтобы лишний раз не грести.
На следующий день смотрел Парамский порог. Боялся. Желание сплавиться по нему улетучилось мгновенно, сразу после того, как увидел первый вал. И, кста, в рубашке родился. Тьфу-тьфу. Хищники (прим.: "хищники" это такие ребята, которые моют дедовскими способами золото и выносят невесть откуда рюкзаки (не метафора) с нефритом и рубинами, который продают за такие копейки, что даже представить обидно и эти копейки жестко пропивают. А из тайги не вылазят месяцами, имея с собой только муку, соль и ружьё с зарядами) пошли на моторе смотреть насколько поднялась вода в Параме и меня прихватили - порог показать. Подплыли к Порогу, а я возьми и скажи: "Мужики высадите меня я берегом пройду - пофотографирую". Что меня с этой лодки потянуло - не пойму. Ну ссадили меня и пошли обратно на моторе. Всё бы ничего, да больше их никто уже не видел+ Почти наверняка сдох мотор на обратном пути, а течение при высокой воде 50-60 км/час. Когда я уходил из Парама, народ уже снаряжался идти под порог - трупы вылавливать. Переночевал я и с этими ребятами и весь следующий день посвятил обносу порога, пройдя за два раза 35 км. с 50 кг за плечами по горной тропе, шугая по пути медведей, которые, судя по свежим следам, пасли меня всю дорогу, а одного особо обнаглевшего один раз шугнул п етардой (ох и жутко с этими хомячками встречаться!), и отбиваясь от комаров, которые не давали даже дышать, забивая носопырку жужжащим месивом.
В наследующий день я наконец-то увидел, что такое настоящая горная река! Красотища редкостная! А вот как повстречался с первой шивёрой - не до красоты стало. Протока 6-7 метров, справа и слева скальный прижим. И в этой расщелине творится ад кромешный. Волны как на море, под два метра! Только на море всё здорово: они идут себе одна за одной, а здесь они ревут и стоят на одном месте! Причем совершенно хаотично. Так, что невозможно к ним всем быть готовым. И пока течение с сумасшедшей скоростью забрасывает на один вал, другой уже заливает лодку. Ты еще не успел понять, что тебя заливает и увернуться, а третий вал уже пытается тебя перевернуть. Не перевернулся только потому, что опять же невесть откуда возникший четвертый вал подпер снизу. А так кидает как щепку. Прыгая по двухметровым валам на груженой "резинке" злился и молился. И мат, и молитва были настолько искренними, что видимо даже Бога проняло и он меня вытащил живым из этого ада. Страшно матерясь и вопя "Врагу не сдается наш гордый Варяг+" (кста, эти меры безопасности при прохождении шивер реально работают - токо ими и спасся. Иначе начинается дикая ПАНИКА! Вот где я по-настоящему понял, что значит это слово). Короче, шиверка эта Падоринская мне еще три дня снилась, а как вспомню её - сердце из груди выпригивает. Не! Заглянул в глаза смерти и хватит. Страшный у неё взгляд. Ладно. Напишу ещё об этом как-нить подробнее. Пройдя еще несколько шивер попроще и поднатарев вообще как они проходятся (в принципе, почти безопасно, только мокро, когда валом захлестывает) я дошел до заброшенного золотого прииска Каралон. Прям как в вестернах мёртвые города! Стоят хорошие крепкие дома посуда, техника, дрова заготовлены и+ никого. Только трава кругом. Такое ощущение, что люди просто в одночасье испарились.
Нашел баньку поуютней, протопил печку, напек из обнаруженной здездесь муки на камнях лепешек по сибирскому охотничьему рецепту и заночевал. Поутру выдвинулся дальше переваливаясь через шиверки, которые уже не казались такими страшными и перепрыгивая через подводные камни за день сделал порядка 100 км. По ходу повстречал егерей Витимского заповедника, которые выписали мне штраф 1000 рублей, который я только что успешно замял с директором этого заповедника. Еще через 30 км
Попытался вгрестись в Озеро Орон. Не тут-то было. Течение меня не пустило. Хотел волоком лодку вдащить и вылез. Вода прозрачная как стекло, до дна рукой подать. А вылез и провалился так, что даже до дна не достал. И кто только придумал коэффициенты преломления в воде отличные от воздуха! Попался я на этот оптический обман.
Всё снова лень становится писать.
Короче, этой ночью я раскуривал ганжу, которой меня одарили новосибирцы и играл на гармохе. А на следующий день сходу прошел Делюн-Уранский порог. Очень мощная штука! Как мне рассказали туристы водники, которых я повстречал ниже, я взял порог 5-й категории сложности. К слову, за маршрут с тремя-четырьмя такими порогами дают "Чемпиона России по водному туризму", а на таком судне как у меня - можно сразу получать звание мастера спорта. Но после крещения водой на Падоре ощущения от водного экстрима несколько притупились и впечатлений от Делюн-Урана осталось чуть поменьше.
После порога река стала гораздо спокойнее и я решился заночевать на ходу, что и сделал. Правда ночью опять словил изрядную долю адреналина, напоровшись на шиверку и проходя ее в условиях нулевой видимости, "слушая" валы. Кругом клокочет, но где громче - от туда и уворачиваться нужно. Дело усложнялось еще тем, что я был в спальнике, шерстяных носках и всех одежных запасах и потому принять на борт даже ведро воды очень не хотелось. Хотя и шиверы были гораздо спокойнее тех первых - всё обошлось только ещё одним необычным видом экстремальных ощущений.
Еще на следующий день повстречался с туристами из Москвы, а сегодня в 4.00 чудом проснулся в самом Бодайбо, где, покатавшись на пароме и оставив у паромщиков все свои монатки, сижу за компом и сочиняю эту чушь. Вечером выдвигаюсь к Лене. В очередной раз радуясь мысли, что всё интересное еще впереди!

| Кулев Никита  ©  2007 | e-mail: coolnik@mail.ru | ICQ:219-664-508 | http://vkontakte.ru/id465570 |